Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

СЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
62, С. 330-333 опубликовано: 25 ноября 2025г. 


СЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(Брянской епархии и митрополии), находится на окраине г. Севска Брянской обл. Основан в 30-х гг. XVII в. Устроитель обители, архим. Корнилий из новгород-северского Преображенского мон-ря, в 1619 г. поставил деревянную часовню на окраине г. Севска. Получив благословение патриарха Иосифа в 1631 г., архим. Корнилий начал строить мон-рь, к-рый был разорен во время осады Севска в марте 1634 г. польско-литовскими ратными людьми; братия обители и архимандрит попали в плен. 27 сент. 1634 г. грамотой Патриаршего приказа в Спасский мон-рь в Севск был направлен «безместный старец» Леонид. Через год у строителя Леонида из нового Спасского мон-ря были взяты пошлины за 2 старых престола (Холмогоров. 2010. С. 188).

Севский Преображенский монастырь. Фотография. Нач. XX в.
Севский Преображенский монастырь. Фотография. Нач. XX в.

Севский Преображенский монастырь. Фотография. Нач. XX в.

С. П. м. был возведен заново в 1,5 версты от города, на небольшой возвышенности среди заливного луга, около р. Сев. В нем были деревянная Преображенская ц., братские кельи и хозяйственные постройки. Земельные владения мон-ря появились позднее: в 1646 г. возникла подмонастырская слободка, в которой насчитывалось 5 дворов, где проживали 5 бобылей, «прибившихся» к обители и подчинявшихся архим. Маркеллу с братией. Приходским храмом для монастырских крестьян была отдельно числившаяся Илиинская ц., к-рая упоминается с 1646 г. со свящ. Тимофеем и церковной землей, где проживали в 3 дворах «6 человек со вдовою». (Пясецкий. 1891. С. 29). Видимо, впосл. Илиинская ц. была перенесена в обитель, а церковная земля приписана к ее владениям. Позднее к монастырской вотчине добавились еще 3 селения - расположенные недалеко слобода Семёновка и дер. Лукинка, в к-рой в 1678 г. насчитывалось 22 крестьянских и бобыльских двора, а также слобода Демьяновка (с 1679 село). В Демьяновке было 23 крестьянских двора, но в 1682 г. севский воевода Л. Р. Неплюев вывез из нее всех жителей. Архим. Иоасаф жаловался на воеводу, и к 1706 г. село вновь возродилось, там появилась Иоанно-Богословская ц. Др. монастырская вотчина, с. Юшино с Васильевской ц., была разорена польск. кор. Яном Казимиром II Вазой и его войском в 1664 г. и восстановилась только в 20-30-х гг. XVIII в.

К кон. 80-х гг. XVII в. на территории С. П. м. имелись 2 деревянные церкви, Преображенская и Илиинская, которые постепенно ветшали, поэтому архим. Николай с братией начали возведение каменных храмов, сначала перестроили Преображенскую ц. В 1706 г. архим. Игнатий писал в Патриарший приказ: «…по челобитью того же монастыря наместника иеромонаха Николая с братией велено в твоем государеве богомолье построить вновь церковь Божию во имя Преображения Господня: 1 престольную каменную, и та церковь и по сие время не построена, и ныне мы обещались с укладчики построить церковь Божию со двумя престолы соборную, а в исподе теплую во имя св. пророка Илии и просим велеть построить и нам благословенную грамоту дать» (Холмогоров. 2010. С. 189); строительство благословил местоблюститель Патриаршего престола митр. Стефан (Яворский).

16-17 сент. 1707 г. иеромонах С. П. м. Никанор (Домбровский) по просьбе заказного гетмана В. Л. Кочубея, с которым он встречался в г. Батурине на обратном пути из Киево-Печерской лавры, приехал в Москву и обратился в Монастырский приказ к боярину И. А. Мусину-Пушкину и в Преображенский приказ к начальнику кн. Ф. Ю. Ромодановскому «для донесения о деле, касающемся до измены гетмана И. Мазепы». Факты, изложенные иером. Никанором, были расценены как наговор и сведение счетов Кочубея с Мазепой. После допросов иеромонах был задержан на время разбирательства, а затем отправлен в ссылку в Соловецкий монастырь. Виновники дела, гетман Кочубей и полковник И. И. Искра, были переданы Мазепе и казнены. После 1708 г., когда подтвердились факты, изложенные в допросах, иером. Никанор был освобожден. Дальнейшая его судьба неизвестна (Крашенинников. 2012. С. 235; РГАДА. Ф. 124. 1707 г. Ед. хр. 31).

Стена и башня Преображенского монастыря в процессе реконструкции. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото. pikabu.ru
Стена и башня Преображенского монастыря в процессе реконструкции. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото. pikabu.ru

Стена и башня Преображенского монастыря в процессе реконструкции. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото. pikabu.ru
В 1711 г. в мон-ре еще оставались деревянные строения, в вотчинах числилось 28 крестьянских дворов, с к-рых обитель не получала ни денег, ни продуктов: крестьяне только «пашут де в тот монастырь под рожь по 10 дес., да под яровой хлеб по 50 возов и делают вскоре изделье» (Севские мон-ри. 1891. С. 43). В сент. 1713 г. архим. Игнатий просил выдать антиминс для Илиинской ц., строение было закончено к нояб. 1715 г. После завершения внутренних работ, 13 янв. 1717 г., собор освятил архим. Игнатий (Вязьмитин, Харитонов и др. 2017. С. 52). Дополнительным источником доходов С. П. м. были мельницы: Рождественская на 3 поставах на р. Сев, в дер. Княгининой на 2 поставах и в слободе Демьяновке на 1 поставе. Недалеко от Рождественской мельницы была небольшая слободка, рядом с к-рой поставлена часовня. Обители принадлежали 4 лошади, 7 коров, 5 овец; хлебные запасы на 1711 г. состояли из ржи (20 четв.), гречихи (10 четв.), гороха и конопли (по 1 четв.), посеяно 20 четв. ржи (Севские мон-ри. 1891. С. 43). В 1711 г. в С. П. м. проживали 25 насельников: настоятель обители архим. Игнатий (40 лет), иеромонахи Иов (50 лет), Сергий (40 лет), иеродиаконы Серафим и Иннокентий, 6 крылошан, 14 «рядовых» монахов.

Согласно сведениям переписной книги 1719 г., в обители была каменная ц. в честь Преображения Господня с придельной во имя прор. Илии, в числе братии упомянуты архим. Игнатий (47 лет), казначей Симеон (45 лет), иеромонахи Рафаил (66 лет), Пахомий (45 лет), Серапион (55 лет) и 12 монахов (от 45 до 85 лет). С. П. м. по-прежнему принадлежали 28 дворов в селах Демьяновка, Лукинка, Семёновка, Новоспасское, где насчитывалось 198 мужчин и 207 женщин, а также 6 мельниц (РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. Ед. хр. 362. Л. 403).

В 1740-1742 гг. настоятелем С. П. м. был архим. Платон (Петрункевич; с 1748 епископ Владимирский и Яропольский). В 1750 г. обителью управлял архим. Нектарий (Данилов), в 1757-1758 гг.- Феодосий (Сморжевский), в 1758 г.- архим. Иннокентий (Григорович), к-рого сменил архим. Пахомий. В 1764 г. настоятеля архим. Иакинфа (Карпинского) перевели в рыльский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь, на тот момент в С. П. м. помимо архимандрита находились 6 иеромонахов, 2 иеродиакона и 7 монахов.

В сер. XVIII в. в С. П. м. были построены еще 2 каменных здания, 2-этажный келейный корпус (1734) и одноэтажная просфорня с подклетом. Каменная ограда с зубцами общей длиной до 440 м строилась одновременно с собором, с востока роль заграждения частично выполняли стены келейного корпуса. Стены имели обходную галерею над бойницами. В 1768 г. с зап. стороны устроены св. ворота с колокольней, с юга и севера - арочные ворота с калитками. В ограде также были 3 башни с шатровым завершением диаметром ок. 5 м, установленные в углах. В это время мон-рю принадлежали ок. 500 крестьян в селах Демьяновка, Лукинка, Семёновка и Юшино.

13 янв. 1764 г. было учреждено Севское викариатство, 13 сент. 1764 г. 1-й Севский еп. Тихон (Якубовский) утвердил штат архиерейского дома, в к-ром были указаны следующие служители: ризничий и казначей иером. Варфоломей, эконом иером. Ираклий, духовник иером. Илиодор, крестовые иеромонахи Парфений, Гаий, Иоасаф, Иоанникий, Порфирий, иподиак. Гавриил Антонов, регент мон. Палладий, певчий мон. Иннокентий и др. (Пясецкий. 2011. С. 183). Канцелярское управление епархиальными делами разместилось в одной из монастырских келий, но из-за нехватки места еп. Тихон решил построить отдельное здание духовной консистории. К кон. 1764 г. уже поступили пожертвования от священнослужителей епархии, руководство строительством 2-этажного каменного корпуса было возложено на архиерейского стряпчего И. Попова (Там же. С. 188); в итоге корпус был возведен справа от въезда в обитель.

Поскольку прежние вотчины обители были переданы в Коллегию экономии, еп. Тихон приказал Севской провинциальной канцелярии дать место поблизости от Севска для постройки загородного дома с угодьями - рыбными ловлями и сенными покосами, достаточными для содержания хозяйства и штатных служителей. 19 окт. 1764 г. было выделено неск. рыбных ловель: 1-я - от устья р. Марицы вниз по р. Сев до Тишинского поворота, 2-я - в с. Юшине, при загородном доме, в озере, называемом Бревский колодезь, при этом ловить рыбу полагалось «безоброчно»; 4 нояб. 1765 г. была дана 3-я рыбная ловля у загородного дома, ниже Бревского колодезя, под с. Юшином, с платежом оброчных денег (Там же. С. 184; РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. Ед. хр. 362. Л. 403). К кон. 1766 г. С. П. м. стал архиерейским домом, а Преображенский собор - кафедральным.

В 1773 г. в С. П. м. был похоронен видный военный деятель ген.-аншеф П. Г. Племянников, бывш. командующий Севской дивизией, кавалер ордена св. Георгия, в 1791 г.- игум. Евпраксия из севского Троицкого мон-ря (см. в ст. Севский во имя Святой Троицы мужской монастырь), а в 1818 г.- премьер-майор И. К. Вязьмитин.

При новом еп. Кирилле (Флоринском) был существенно обновлен интерьер Преображенского собора, заказан новый иконостас в стиле «елизаветинского» барокко; повторное освящение собора состоялось 6 авг. 1774 г. В том же году с юж. стороны была пристроена ризница, а с западной - паперть. Над св. воротами была сооружена 3-ярусная колокольня высотой 25 м, закончено строительство каменной ограды с 3 угловыми башнями.

Севский еп. Амвросий (Подобедов) сразу после епископской хиротонии обратился в Синод с прошением об учреждении при Севском архиерейском доме семинарии. 2 авг. 1778 г., после доклада Синода имп. Екатерине II, был дан положительный ответ на открытие семинарии и разрешено ежегодно выделять на ее нужды 2 тыс. р. из Коллегии экономии. В окт. 1778 г. в семинарию поступили 100 учеников, однако помещений для занятий не было. Учителем определен студент богословия Крутицкой ДС Д. Г. Ильин-Протопопов (впосл. Орловский еп. Досифей), а прокуратором - бывш. насельник московского Сретенского мон-ря архим. Никита. В течение учебного года из учеников были составлены 2 класса, набраны преподаватели. Занятия проходили в гостинице для приезжающих в епархию духовных властей. Новый деревянный 2-этажный корпус для семинарии был построен позже, вне мон-ря, недалеко от сев. стены; также непосредственно к вост. ограде С. П. м. примыкал большой сад со сливовыми и вишневыми деревьями (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Ед. хр. 525. Л. 4).

В 1788 г. Севское вик-ство было включено в новообразованную Орловскую и Севскую епархию. Орловские епископы Аполлос (Байбаков) и Досифей (Ильин-Протопопов) также постоянно проживали в С. П. м. В 1795 г. Преображенская ц. еще сохраняла статус архиерейского кафедрального собора, в ней числились настоятель прот. Тимофей Конашевич, ключарь свящ. Иоанн Кутепов, свящ. Иоаким Прудковский, протодиак. Сергий Акимов, диак. Иаков Глебов, диак. Димитрий Антипов. Также в штате собора состояли иподиаконы Николай Фугиевский и Василий Ильин, псаломщики Гавриил Стеклов и Иван Крысин, 2 пономаря, 2 сторожа, 2 звонаря, 26 певчих из числа семинаристов (к нач. 10-х гг. XIX в. хор уменьшился до 9 чел.) (ГАБО. Ф. 121. Оп. 2. Д. 21. Л. 8-15). После перенесения кафедрального собора в севскую Успенскую ц. в 1809 г. его причт также был перемещен и постоянные богослужения в мон-ре прекратились. В 1820 г. архиерейскую кафедру, консисторию и семинарию переместили в губ. г. Орёл: 16 февр. ризничий архиерейского дома строитель Николо-Одринского мон-ря иером. Петр вместе с иеродиак. Феодосием и иподиаконами - диак. Трифоном Михайловым и певчим Дмитрием Рябинцевым - вывез всю епископскую ризницу в Орёл, 25 февр. еп. Иона (Павинский) доложил Синоду об отъезде из Севска в Орёл. Также был отправлен консисторский архив, разделенный на 2 обоза и прибывший в Орёл 29 февр. 1820 г. (Пясецкий. 1889. С. 27-28).

После переезда духовной консистории в ее здании было помещено Севское духовное правление, заведовавшее 11 городскими и 79 уездными церквами. Было образовано присутствие: инспектор семинарии иером. Иаков и севские протоиереи Феодор Булгаков, Иаков Глебов, Василий Филиппов и Гавриил Гурнов. 8 апр. 1820 г. Севское духовное правление сообщило Орловской консистории о своем открытии, а также о том, что его члены приведены к присяге (Там же. С. 28). В бывшем семинарском корпусе, за стенами мон-ря, разместилось Севское уездное ДУ.

С. П. м. стал загородной епископской резиденцией, его строения постепенно ветшали и разрушались. Богослужения проводились только при приезде архиерея его штатными служителями, но после 20-х гг. XIX в. епископы редко его посещали. В стенах резиденции остались лишь смотрители за приписными угодьями и хозяйством при обители. Сильный пожар 1824 г. повредил мн. монастырские здания и постройки, к-рые стали продавать на слом. При еп. Никодиме (Быстрицком), в нач. 1830 г., в Орёл из Севского архиерейского дома были перевезены 2 больших колокола-благовестника, при этом архиерей распорядился, чтобы при благовесте ко всем богослужениям в Орле звон начинался с Орловского архиерейского дома и чтобы все приходские церкви сообразовывались с этим благовестом (Указ Орловской духовной консистории от 24 февр. 1830).

В 1843 г., при возобновлении собора после сильного пожара, было сделано купольное покрытие.

Преображенский монастырь. Фотография. 1897 г. Фотограф В. Д. Машуков
Преображенский монастырь. Фотография. 1897 г. Фотограф В. Д. Машуков

Преображенский монастырь. Фотография. 1897 г. Фотограф В. Д. Машуков
В 1851 г. в Севском архиерейском доме числился 21 двор штатных служителей, в т. ч. крестьяне бывш. монастырских вотчин - сёл Юшино и Демьяновка, дер. Семеновки, а также жители Севска: 19 действительных служителей, 2 чел. из служительских детей (ГАОО. Ф. 378. Оп. 1. Д. 2. Л. 7-11).

В 1879 г. землю (73 дес. 1668 кв. саж.) и здания Севского архиерейского дома приобрела игумения севского Троицкого мон-ря Парфения. В 1886 г. в келейном корпусе была устроена Всехсвятская домовая ц. с печным отоплением. В 1891 г. Орловский архиерейский дом разрешил продать севскому Троицкому мон-рю 9,5 дес. земли за 1159 р., которые заплатила игум. Арсения (Нертовская). Т. о., севский Троицкий мон-рь полностью выкупил угодья загородной резиденции и распоряжался ими по своему усмотрению. Здесь было устроено Спасское подворье с монастырскими штатами - казначеей и ризничей. В 1909 г. упоминался свящ. О. В. Блаженский, служивший на подворье. Преображенская и Всехсвятская церкви были соединены проходом с лестницей и хорами бывш. архиерейских покоев, также на подворье оставались каменный келейный 2-этажный корпус с апсидой, каменный 2-этажный корпус бывш. консистории, небольшое каменное здание просфорной с подвалом (Мон-рь Спасо-Преображенский. 1997. С. 475-476). В 1911 г. Юшинская и Балдыжская лесные дачи подворья сдавались в аренду (Орловские ЕВ. 1891. № 14. С. 903).

В 1910 г. в составе имущества Спасского подворья значилась каменная, крытая железом часовня при Рождественской мельнице. В этой часовне находился старинный резной деревянный образ Спасителя, сидящего в темнице. Часовня стояла на источнике, вытекающем из меловой горы (РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Ед. хр. 1223. Л. 35).

В нач. нояб. 1918 г. был образован монастырский совет (газ. «Коммунист» № 74, 14 нояб. 1918) для решения всех необходимых хозяйственных задач. В том же году в мон-рь были приняты беженцы из Высокогорской Чуркинской пуст. Полтавской епархии, иером. Павел (Романенко) и его сестры Марина и Мариамна. Иером. Павел был духовником обители до ее закрытия, с 1924 по 1928 г. служил в соборной Успенской ц. в Севске. На бывшем Спасском подворье жили престарелые и больные монахини севского Троицкого мон-ря, в янв. 1920 г., по сведениям милиции, тут находились 66 сестер, из них 6 мантийных, 48 рясофорных, 12 послушниц, и иеромонах (ГАБО. Ф-Р. 484. Оп. 1. Д. 66. Л. 36-49).

26 февр. 1920 г. Коллегия народного образования (наробраз) Севского у. постановила ходатайствовать перед губисполкомом о передаче всей территории бывш. С. П. м. под детский городок. В 2 главных жилых корпусах разместили детский дом № 1, затем садово-огородные участки и другие угодья, часть помещений заняла коммуна «Роза Люксембург». В кон. апр. 1920 г. Севский уездный исполком постановил оставшихся монахинь перевезти в севский Троицкий мон-рь.

21 янв. 1921 г. подворье окончательно было закрыто, его постройки, земли и угодья переданы в ведение отдела наробраза для детской колонии, богослужения прекратились после отъезда сестер. В 1929 г. здания и территория бывш. подворья поступили в распоряжение совхоза «Стрелецкий». Часовня при источнике была разобрана в 30-х гг. XX в., а образ Спасителя, поступивший в уездный музей, выкупили прихожане Крестовоздвиженского прихода Севска (Вязьмитин, Харитонов и др. 2017. С. 76).

Севский Преображенский монастырь. Фотография. 20-е гг. XX в.
Севский Преображенский монастырь. Фотография. 20-е гг. XX в.

Севский Преображенский монастырь. Фотография. 20-е гг. XX в.
В 1930 г. органами НКВД были арестованы настоятель Успенского собора в Севске свящ. Петр Кавказский и «группа церковных активистов из числа монашествующих»: иером. Петр (Романенко), 7 сестер Спасского подворья, в т. ч. мон. Евдокия (Матюшина), рясофорные послушницы Анастасия Савичева, Варвара и Евфросиния Макаровы, а также монахини севского Троицкого мон-ря. Они были осуждены Заседанием коллегии ОГПУ на разные сроки содержания в концлагере СЛОН и приговорены к ссылке в Северный край (Архив УФСБ по Брянской обл. Д. 8979).

В 50-х гг. XX в. уцелевшие и почти потерявшие первоначальный облик здания бывш. С. П. м. приспособили для школы-интерната (впосл. Севская коррекционная общеобразовательная школа-интернат; с 2018 в Негинском детском доме Суземского р-на Брянской обл.). В 1970 г. после обследования сотрудницей брянской архитектурной мастерской В. Н. Городковой сохранившихся зданий бывш. мон-ря ансамбль мон-ря включили в реестр памятников обл. значения. В 1980 г. были начаты, но не закончены реставрационные работы по восстановлению собора и стен ограды (архитекторы Л. С. Семёнова и Е. Ю. Лапин) (Мон-рь Спасо-Преображенский. 1997. С. 471).

В июле 2018 г. здания бывшего С. П. м. были переданы РПЦ, обитель возобновлена как женская. Монашеская община поселилась в бывшем келейном корпусе, в течение полугода была обустроена домовая Всехсвятская ц., где регулярно совершают богослужения иеромонахи Богородицкой Площанской пуст. Устроен дом священника, в к-ром проживает монастырский духовник иером. Лука (Емельяненко). Общину (ок. 10 сестер) возглавляет мон. Макария (Швец), к-рую Свящ. Синод утвердил в должности игумении 26 дек. 2019 г. В обители имеются швейная и иконописная мастерские. Весной 2021 г. состоялись первые монашеские постриги.

Арх.: Архив УФСБ по Брянской обл. Д. 8979; ГАБО. Ф. 121. Оп. 2. Д. 21; Ф-Р. 484. Оп. 1. Д. 66; ГАОО. Ф. 378. Оп. 1. Д. 2; РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Ед. хр. 525; Ф. 350. Оп. 1. Ед. хр. 362. Л. 402-431; РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Ед. хр. 1223, 1232.
Лит.: Пясецкий Г. М. Перемещение Орловской архиерейской кафедры из Севска в губ. г. Орел. Орел, 1889. (Тр. Орловской УАК. Вып. 3); он же. Г. Севск по переписной книге 1646 г. // Тр. Орловской УАК. 1891. Вып. 2. С. 29-30; он же. История Брянской епархии с древнейших времен до 1820 г. Брянск, 2011; Севские мон-ри в 1711 г. // Тр. Орловской УАК. 1891. Вып. 3. С. 43-47; Святский Д. О. Ист. очерк городов Севска, Дмитровска и Комарицкой вол. Орел, 1908; Цапенко М. П. По равнинам Десны и Сейма. М., 1967; Городков В. Н. Архит. образы Брянщины. Тула, 1990; Мон-рь Спасо-Преображенский // СПАМИР: Брянская обл. М., 1997. С. 470-476; Кизимова С. П., Зубова Е. М. По следам св. обителей: Из истории мон-рей и пустыней Брянского края. Брянск, 1999; Холмогоров Г. И., свящ. Мат-лы для истории церквей Брянского края. Брянск, 2010; Крашенинников В. П. История Севска и окрестных мест. Брянск, 2012. Т. 2; Вязьмитин О. Р., Харитонов С. А. и др. Храмы Севского у. Брянск, 2017; Городков А. В., Ильченко Е. С. Севск: Ист.-архит. очерк. Брянск, 2020.
Иером. Диомид (Кузьмин)
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (жен.) Брянская митрополия Русской Православной Церкви Севский в честь Преображения Господня женский монастырь (Брянской епархии и митрополии)
См.также:
СЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Брянской епархии и митрополии)
АБАБКОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ И ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Нижегородской и Арзамасской епархии)
АВРААМИЕВ РОСТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Ростове Ярославской обл., близ оз. Неро
АГРАФЕНИНА РЯЗАНСКАЯ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в 14,5 км к сев. от Рязани
АКАТОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Воронежской и Липецкой епархии
АЛАТЫРСКИЙ КИЕВО-НИКОЛАЕВСКИЙ НОВОДЕВИЧИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Алатырской и Порецкой епархии Чувашской митрополии Русской Православной Церкви